#плейлистЦРФ НА УЛИЦЕ ДЕВКИ ГУЛЯЛИ Песни и наигрыши Северской земли. М.: Истоки, Boheme Music, 1999. Составитель Н.М.Савельева. Записи 1953, 1970, 1975, 1983, 1990 и 1997 г.г. Авторы записей: 1-21, 24-36 — Савельева Н.М., 22, 23 — Бакланова Т.О., 37-39 — Свитова К.Г. Содержание: Село Верещаки Новозыбковского района Брянской области: 01 А в наших воротечках (карагодная круговая) 02 На улице девки гуляли (карагодная круговая) 03 Что на нашей улице (карагодная круговая) 04 Ой ты, ластовка (стрела) 05а Ой, под Киевом и 05б Ой, в поле, в поле (стрела в наложении) 06 Сама иду по каменю (карагодная круговая) 07 На Янковой горе (карагодная круговая) 08 На травци-муравци (карагодная круговая) 09 Не летай-ка галочка (карагодная круговая) 10 Ой, я выйду на улицу (весенняя закличка) 11 Ой, да ти не пойдя дробен дождик (полевая) 12 Слава Богу, что мой муж хороший (полевая) 13 Закатилася да яркая солнца (жнивная) 14 Что в леску, леску (щедровая – «щандруют девку») 15 Ти дома, дома (щедровая – «щандруют хлопца») 16 Як пойдём мы на заручины (свадебная) 17 Ой, Иванькова мати (свадебная «каравайная») 18 Закукала зязюлечка (свадебная, «посадная») 19 Ой, попья, попья Гордею (свадебная корительная) 20 Чаго ты, калина (застольная) 21 Рассыпуха (припевки с аккомпанементом гармони) Село Яловка Красногорского района Брянской области: 22 Свадебный гопак (Рассыпной) 23 Заливное страдание 24 Сербиянка 25 Барыня 26 Лезвинка 27 Что й под вышаннём (стрела) 28 Да й что ль по морю (карагодная круговая) 29 Конопель, конопелюшка (карагодная круговая) 30 Ой было у свекрухи (карагодная круговая) 31 Эй, осиниа болото красила (конопляная) 32 Ой як выйду я (масленичная) 33 Я думала – масленке семь недель (масленичные припевки) 34 Молод Иванька (щелровая) 35 За лесом солнейко играя (свадебная) 36а Ой там на дощачках и 36б А казали люди (свадебные припевки) Село Мишкович Стародубского района Брянской области: 37 Слава Вышнему (духовный стих) 38 Рождество Твое (Тропарь Рождества, глас 4) 39 Достойно есть (из Божественной литургии) Исполнители с. Верещаки Новозыбковского р-на Брянской обл.: Пугачёва Нина Николаевна - 1938 г.р. Сергеенко Анна Николаевна - 1922 г.р. Ковалёва Ника Николаевна - 1932 г.р. Шинкаренко Ульяна Григорьевна - 1932 г.р. Иванишко Евгения Степановна - 1915 г.р. Пылянок Анна Ивановна - 1925 г.р. Шавкун Наталия Васильевна - 1935 г.р. Пугачёва Наталия Павловна - 1927 г.р. Фсташко Нина Яковлевна - 1930 г.р. Шендрик Ульяна Дмитриевна - 1904 г.р. Хомякова Анастасия Ивановна - 1932 г.р. Вороновская Лидия Максимовна - 1933 г.р. Пылянок Мария Павловна - 1949 г.р. Елисеенко Нина Макаровна - 1937 г.р. Галыго Лидия Федосовна - 1942 г.р. Ващило Павел Никитович - 1944 г.р. (на гармони) Пылянок Иван Иванович - 1924 г.р.(на барабане) Исполнители с. Яловка Красногорского р-на Брянской обл.: Красногорский Иван Алексеевич 1937 г.р. (гармонь, пение, 22, 23) Белозор Петр Васильевич 1926 г.р. (барабан, 22, 23) Шпылько Федор Степанович 1933 г.р. (гармонь, 24, 25, 26) Путырев Петр Яковлевич 1930 г.р. (барабан, 24, 25, 26) Дикая Екатерина Семёновна 1930 г.р. Кучина Мария Кузьминична 1928 г.р. Мельникова Мария Стефановна 1927 г.р. Прищеп Анастасия Устиновна 1935 г.р. Трегуб Екатерина Михайловна 1922 г.р. Кожемяко Мария Тарасовна 1931 г.р. Шевцова Анастасия Сергеевна 1924 г.р. Исполнитель с. Мишкович Стародубского р-на Брянской обл.: Шматов Климент Феоктистович 1891 г.р. Западно-русская песенно-инструментальная традиция сложилась у народа, заселявшего с древних времён территорию нынешних Брянской, Смоленской областей России и прилегающих районов Белоруссии и Украины. Пограничное положение западнорусских земель Киевской Руси обусловило сложные исторические судьбы людей, пронизанные борбой за свою независимость и государственность. Летописные "брынские" леса и непроходимые болота укрывали местных жителей от врагов, а их культуру от разрушения. Основу яркого, самобытного музыкального наследия трёх братских народов составляет древнейший слой календарных и свадебных обрядовых песен. Они предстваляют годовой круг, строгому распорядку которого была подчинена вся хозяйственная жизнь земледельца. Особенно разнообразны весенние жанры. Так, в селе Верещаки весенние заклички пели, как только начинал таять снег (10). В летнюю страду пели полевые песни - полотные, жнивые (11-13), а осенью - в основном лирические песни. В селе Яловка удалось обнаружить редкий жанр осенней песни, которая сопровождала уборку конопли (31). Любимые песни зимних праздников - колядки (14), щедры (15, 34). На масленой неделе пели лирические песни при застолье, пением сопровождалось катание на лошадях (32), а коротенькими припевками - катание с гор (33). Народные гулянья от Пасхи до Вознесения (по-местному Вшестя) имеют яркие особенности. В первый день Пасхи все обязательно ходили в церковь, пели только церковные песнопения, в последующие же дни начинали водить карагоды - хороводы. Вершиной этих праздничных гуляний и по сей день является день Вознесения, когда в последний раз в году водят хоровод и исполняют обряд похорон стрелы. На второй день Пасхи откапывали стрелу: жители села собирались группами, каждая на своём конце, и, выстроившись рядами в ширину улицы, взявшись под руки, шли к центру с пением (4, 27). При этом пели в высоком регистре напряжённым звуком, а в Яловке часто начало одного куплета как бы "наступало" на конец предыдущего, при этом песня звучала непрерывно от начала до конца. Напев у всех был один, но в каждой группе или даже ряду пели на свои слова, не согласуясь при этом с другими. Получалось своеобразная перекличка, в которой певицы гукали вразобой (5). (Гуканье - особые призывные возгласы в высоком регистре, различные в каждом селе). В центре села, взявшись за руки, водили круговые хороводы: медленно шли сначала в одну сторону, а потом, постояв и послушав своё гуканье в конце каждого куплета, шли в противоположную (1-3, 6-9, 28-30). Если народу собиралось много, то образовывался сторой (и третий) хоровод, певший свои песни, независимо от первого. Одновременно звучали и гармошка с барабаном (бубном), под которые плясали и пели частушки (21, 23-26). Поводив хороводы, все снова вставали в ряды и с песней вели стрелу за околицу села, туда, где в прошлом году закопали стрелу. Там опять водили круговые хороводы и к вечеру расходились к домашнему застолью. На Вшестя вели стрелу в противоположный конец села, где её закапывали до следующей Пасхи. Свадебные песни - важный пласт традиционной культуры. Они звучат в разные моменты свадебного обряда: на зарученах - как только просватают девушку (16); когда поезд жениха едет забрать невесту к венцу (35); на каравае - когда делили каравай в конце первого свадебного дня; на посаде - когда увозили молодых в дом жениха; а вслед им везли приданое. На свадебном пиру пели припевки (36), звучала инструментальная музыка (22). Частью традиционной культуры стали духовные стихи и молитвы, которые звучали в сопровождении инструментов. Народный исполнитель из села Мишковка (37-39) поёт их, аккомпонируя себе на колёсной лире - ныне уже исчезнувшем инструменте, похожем по форме на большую скрипку; её держат на коленях, а звук извлекается посредством колеса трущегося о струны (две или, раньше, четыре). В прежние времена лирники сходились на сельские ярмарки из всех соседних сёл. Певцы и музыканты, носители этой уникальной традиции, - это простые сельские труженники. Благодаря их таланту и коллктивной исторической памяти в России не прерывается связь времён, связь поколений. Песенный коллектив села Верещаки известен фольклористам более 30 лет, он выступал с большим успехом на музыкально-этнографических концертах в Москве и Петербурге, в том числе в 1991 году на юбилейном концерте, посвящённом 125-летию Московской консерватории. Уже нет с нами старейших запевал Ульяны Дмитриевны Шендрик (1, 16-18) и Анны Николаевны Сергиенко (5, 11, 15 и др.), но ветераны ансамбля, запевалы Ника Николаевна Ковалёва, Нина Яковлевна Асташко, Нина Павловна Пугачёва и другие, по прежнему поют свои замечательные песни и передают их молодым. Народные певцы села Яловка также выступали в концертах и участвовали в фольклорных праздниках. Тяжёлым испытанием для жителей Северской земли стал трагический 1986 год. В этом году их постигла беда - Чернобыльская авария, в результате которой Брянско-Гомельское пограничье оказалось в зоне интенсивоного заражения. Многие сёла подлежали выселению, в том числе Яловка. Молодёжь разъезжалась, у стариков, оставшихся в сёлах, обострились болезни. Всё это сказалось губительно на состоянии устного народного творчества. Многие записи, сделанные 10-15 лет назад, повторить уже невозможно, и для того чтобы показать некогда богатейшую традицию пограничных областей России, Украины и Белоруссии, пришлось реставрировать полевые записи разных лет: № 22, 23 - 1983 года, № 24-26 - 90-го, № 31 - 70-го, № 37-39 - 53-го годов записи. Остальные песни записаны в 1975-м, 83-м и 97-м годах. Записи провели Нина Михайловна Савельева (1-21, 24-36), Татьяна Олеговна Бакланова (23-24) и Клавдия Георгиевна Свитова (37-39). Н. Савельева #центрфольклора #фольклор #культура #традиция #движениектрадиции #этнография #годкультурногонаследия